Для родителей

Значение совместного с детьми чтения

 В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его как своего рода развивающую среду.

Совместное чтение  – прекрасный способ дать ребенку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.

Зачем читать вместе?

  1. Совместное чтение создает свой мир – только Ваш и Вашего ребенка
  2. Дети, которым читают, раньше научатся читать самостоятельно.
  3. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
  4. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
  5. Семейное чтение развивает способности , являющиеся основной для восприятия художественных образов.
  6. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
  7. Семейное чтение –  эффективный способ социализации подрастающего поколения.

Читая своему ребенку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему  ребенку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.

Когда вы читаете ребенку, Вы даете ему  понять, что чтение – прекрасное домашнее задание.

    Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать

Сделать чтение вслух более интересным для вашего малыша помогут простые приемы:

  • Водите пальцем по читаемым строкам
  • Поручите ребенка переворачивать страницы
  • Повторяйте некоторые слова и предложения
  • Задавайте вопросы
  • Рассматривайте иллюстрации
  • Читайте “По ролям” с выражением, попросите ребенка изображать голос и повадки персонажей
  • Оживляйте прочитанные истории, сочиняйте продолжение, инсценируйте.
  •     Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.
  • “Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают  и затем обсуждают услышанное.” – так передает атмосферу семейного чтения И.Бестужев – Лада.
  • У каждого человека, большого и маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книг, то создаете условия для предварительной беседы, доброго общения взрослых и детей.

Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.

Сказки хорошо читать при зажжённых свечах. Дети замирают от восторг, в их сердцах надолго остаются неповторимые впечатления.

Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем в педагогической деятельности. Готовясь к семейному чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.

Еще попробуйте вот что: читайте нечто очень занимательное для ребенка. а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте  вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, настолько интересным является процесс чтения, узнавания нового.

Шпаргалка для родителей.

Если вы не уверены в возможностях вашего ребенка

Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешности ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможность визита к специалистам.

 Как предотвратить  проблему: 

Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает у вас сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что вы видите.
Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.
Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучало слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
Постарайтесь избавиться от высказываний типа: «У тебя не получится», «Ты не сумеешь».
Замените их конструктивными фразами: «Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнешь»;
«Ты попробовал построить башню из книг и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?»
Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.
Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая  положительные черты его характера.
Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.

Свирская Л.

Дорогие родители!
Предлагаем вам пальчиковые игры в которые вы можете поиграть с детьми дома.
Свинка Ненила (хлопают в ладоши)

Все дети разные

              Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по – разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием расcматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопиться взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главное оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он  слышит. Для третьего (кинестетика) – то,что он чувствует. Эти особенности влияют на восприятие учебного материала.

            Ребенок визуалист.

  • Ему могут не нравиться прикосновения  других людей. учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он  неволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.
  • Он больше других пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.
  • Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.
  • Легче приобретает навыки путем наблюдения.
  • На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе.

        Ребенок аудиалист.

  • Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.
  • Врядли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.
  • Он хорошо запоминает словесный материал.
  • Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку коментировать то, что он делает.

       Ребенок кинестетик.

  •  Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том,как вы к нему относитесь.
  • У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.
  • Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.
  • чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.                                                 ( Статья написана: старшим воспитателем  Романовой Раисой Валерьевной.Используемая литература:  журнал  “Дошкольное воспитание ” № 5, 2002 год стр. 81)

 

 Почему дети грызут ногти?

Психологи не советуют смотреть поверхностно на эту «дурную привычку». Они говорят о том, что данная проблема действительно заслуживает внимания, а не одёргиваний и хлопков по рукам.

Причины:
Часто испытываемый ребенком стресс. Недаром количество детей, грызущих ногти, резко увеличивается именно тогда, когда они становятся дошкольниками и начинают испытывать физические, умственные и психологические перегрузки.
Ребенок испытывает некоторые трудности в адаптации к новым условиям и ему характерны такие личностные особенности, как тревожность, ранимость и впечатлительность. Желание грызть ногти у него будет увеличиваться каждый раз, когда найдется повод волноваться. И если родители постоянно будут одергивать ребенка, делать ему замечания и упрекать его, то привычка грызть ногти будет быстро укрепляться.
При подобном поведении у маленьких деток специалисты обычно наблюдают наличие напряжения. Причём сам малыш может и не догадываться об источнике этого напряжения, точнее, не понимать его. Привычка грызть ногти в данном случае будет играть роль самоуспокаивающую. Этот процесс в достаточной степени снижает уровень возбужденности нервной системы.

Кроме успокоения, специалисты отмечают и такие аспекты этой привычки, как стимуляция. Стимуляция нервной системы проявляется, когда ребенку нечем заняться. Подсознательно это действие может стать и помощником сохранить внимание, когда уже становиться скучно и хочется отвлечься.
Нервозность, свойственная ребенку. Как правило, легковозбудимые дети раньше начинают грызть ногти и им гораздо тяжелее избавиться от этой привычки.
Перенос привычки сосания большого пальца.
Пример со стороны родителей и окружающих. Если в семье кто-то из взрослых грызет ногти, велика вероятность того, что Вашему примеру последует малыш.
Недостаточный уход за ребенком. Если родители не вовремя обрезают ребенку ногти и не следят за состоянием кутикул, тот стремится сам избавится от мешающих ему раздражителей.

Побочные эффекты привычки грызть ногти

 Если не справиться с этой вредной привычкой, то можно получить следующие медицинские последствия:
– Повреждение формы пальцев и ногтевых пластин;
– Приостановку здорового роста ногтей;
– Кутикула и участки кожи вокруг ногтей могут быть также сильно повреждены (с проявлением кровотечения, гематом);
– Околоногтевая поверхность может стать хронически болезненным участком, а также рискует быть инфицированной;
– Детский организм могут «атаковать» микробные и вирусные инфекции (в слюну могут попасть бактерии из-под ногтей, в том числе и бактерии из ануса);
– Возможно возникновение стоматологических проблем, при повреждении дёсен.
– Обкусанные ногти влекут за собой и возникновение эстетических проблем, а, следовательно, и социальных. В раннем детском возрасте это может стать причиной отстраненности более «аккуратных» деток и даже взрослых. А в более взрослом возрасте к проблемам во взаимодействии с другими людьми могут добавиться проблемы с трудоустройством и самоуважением.

Рекомендации психологов: как отучить грызть ногти

Понимая достаточную серьёзность силы данной привычки и её последствий, лучше не надеяться на быстрое чудо, а подключится и своими действиями помочь малышу избавиться от этого поведения.
Рекомендации:
Следует перестать ругать, дразнить ребёнка за привычку грызть ногти. Иначе нервозность, раздраженность, тревога только усилят проявления этой вредной привычки, пусть и не в вашем присутствии);

То, что ребёнок грызет ногти, должно стать для вас сигналом проанализировать, что его тревожит, что его напугало, отчего он заскучал, или, возможно, он находится в перевозбужденном состоянии – важно поработать над причинами этой привычки, над их минимизацией; если ребёнок достаточно взрослый к наблюдению можно подключить еще и ненавязчивый разговор, стараясь мягко выяснить его состояние);

Если необходимо для остановки этого поведения снять тревогу, то важно уделять ребёнку больше внимания, ласки, постараться вместе заняться каким-то его любимым делом, а лучше прогуляться (параллельно устраняя источник тревоги);

Достаточно взрослого малыша можно научить делать что-то своими руками (то есть занять руки и перенаправить акцент нервной системы на другую цель), пусть и с вашей помощью;
Советуют также приобрести малышу какие-то очень приятные для рук предметы, с которыми он мог бы играться (к примеру, мягкие и трансформирующиеся мячики), или даже принести какие-то гладкие камешки и показать ребёнку, какие они приятные (хорошо, если они будут теплыми – это поможет успокоить нервную систему);

Рекомендуют постараться заменить привычную реакцию на какую-то из вышеперечисленных причин этого поведения другой привычкой (к примеру, можно предложить малышу в следующий раз нарисовать свои ощущения (тревогу), если вы рядом, то прийти к вам и рассказать о «непонятном состоянии»);

Параллельно с устранением причин важно стимулировать малыша убрать привычную реакцию грызть ноготки (можно пообещать материальное вознаграждение (например, подарить детское колечко на красивые, ухоженные пальчики или что-то другое, давно желанное); девочек советуют отвести на профессиональный маникюр – это может вызвать массу положительных эмоций, гордости и желание сохранить «красоту», или выбрать какое-то другое их любимое времяпровождение;

В специализированных детских магазинах или аптеках можно найти специальные лекарственные средства для деток, которые физически помогут в отучении от этой привычки (это могут быть специальные кремы, прозрачные лаки с горьким вкусом), но не забывайте пояснять, что горько становится из-за неправильных действий, а не из-за «плохого» лака, крема.
При серьезном уровне этой проблемы стоит обратиться к специалисту для анализа и коррекции поведения (особенно если это признаки обсессивно-компульсивного расстройства, т.е. невроза навязчивых состояний). Специалисты обнадеживают хорошей податливостью данного состояния к лекарственной и поведенческой терапии.
В любом случае, родители детей, которые грызут ногти, должны задуматься правильно ли воспитывают они своего ребенка. Ведь часто у многих родителей просто не хватает времени на воспитание детей. Старайтесь больше играть с ребенком, читать ему книжки и обсуждать вместе волнующие его темы. Каждому ребенку необходимо чувствовать свою защищенность и любовь родителей.. Привычка грызть ногти – достаточно распространенная среди детей. Она не совсем безобидная, как это думают некоторые родители, полагая, что с возрастом все «пройдет само».
Привычка грызть ногти, к счастью, уже не оценивается большинством как просто прихоть или проявление плохого воспитания. Знания, терпение и желание понимания ситуации ребёнка однозначно приведут вас обоих к успеху!

(Статья написана:  старшим воспитателем Романовой Раисой Валерьевной)

Рисунки детей

Что может и должно встревожить родителей в творениях их ребенка? Есть некоторые общие черты рисунков, которые создают дети, склонные к тревожности, гиперактивности и агрессивности.
Тревожный ребенок изображает предметы еле-еле заметными или наоборот «зачерненными». Часто у рисованных людей большие темные глаза, будто от испуга. Страдающий неуверенностью малыш изображает себя маленьким, подальше от центра и поближе к краю листа. Тревожные и неуверенные дети активно пользуются ластиком из-за боязни сделать ошибку.

Агрессивный ребенок рисует четкие линии, острые углы, зубы, когти, шипы. Руки у людей, большие и сильно заштрихованные, нередко держат оружие. Герои рисунков – грозные, воинственные. Дети со склонностью к агрессии обычно выбирают либо темные (черный, коричневый), либо контрастные (зеленый и красный) тона.
Рисункигиперактивных детей «не стоят на месте». Изображенные предметы несимметричны. Даже если ребенок не умеет рисовать движение, конечности животных и людей передают динамику – «разъезжаются» в разные стороны. Линии рисунка неровные и неправильные, нажим неравномерен. Поскольку внимание гиперактивного малыша легко переключается, рисунок может остаться незаконченным, а предметы – незакрашивает.

“Тайный язык” детского рисунка

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
«Эволюция» юного живописца

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми.        Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Детали зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.