Образование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБДОУ детский сад “КОЛОСОК”

МБДОУ детский сад работает по образовательной программе МБДОУ детский сад «Колосок». Программа сформулирована в соответствии с принципами и подходами определенными федеральным государственными стандартом дошкольного образования.

Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание».

Учебный план МБДОУ детского сада «Колосок» соответствует Уставу, модели детского сада, общеобразовательной и парциальным программам, обеспечивая и гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг.

ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в ДОУ составляет 10,5 часов.

^ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Учебный день делится на три блока:

1) утренний образовательный блок— продолжительность с 7.30 до 9.00 часов — включает в себя:

  • совместную деятельность воспитателя с ребенком;
  • свободную самостоятельную деятельность детей;3) вечерний блок – продолжительность 15.30 – 18.00
  • 2) развивающий блок— продолжительность с 9.00 до 11.00 ча­сов — представляет собой организованное обучение в форме НОД;
  • работу в творческих мастерских;
  • самостоятельную деятельность ребенка и его совместную де­ятельность с воспитателем;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     В ДОУ функционирует 7 общеобразовательных групп дневного пребывания, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами. Из них:
  1. Первая младшая группа с 2 до 3 лет – 1  группа;
  2. вторая младшая группа с 3 до 4 лет – 2 группы;
  3. средняя группа с 4 до 5 лет – 1 группа;
  4. старшая группа с 5 до 6 лет – 1 группа;
  5. подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет – 2 группы.

Платных дополнительных услуг МБДОУ не оказывает. Групп компенсирующего обучения нет.

Коррекционная работа осуществляется педагогом  – психологом через индивидуальную и под групповую работу .

Педагогический процесс в МБДОУ осуществляется в трех направлениях: специально организованное обучение в форме НОД; совместная деятельность воспитателя и ребенка; свободная самостоятельная деятельность детей. В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, которые применяются с учетом возраста и уровня развития ребенка, а также сложности программного и дидактического материала на основе социо – игровых подходов и интегративной технологии. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.

Структура учебного плана представляет собой трёхдольный вариант, обеспечивающий преемственность и непрерывность процесса образования личности, и состоит из :

  • основного (инвариантного) модуля, обеспечивающего базовым объёмом знаний, соответствующий требованиям Госстандарта. Основной модуль реализуется образовательной программой дошкольного учреждения.
  • вариативного модуля, обеспечивающего реализацию над стандарта по следующим образовательным областям: познавательное и художественно – эстетическое развитие. Над стандарт в этих областях знаний достигается использованием парциальных программ «Цветные ладошки», «Маленький актер», «Ладушки».
  • модуля совместной деятельности педагогов с детьми по разнообразным направлениям , обеспечивающим реализацию творческих способностей каждого ребёнка. Система данной работы в МБДОУ позволяет каждому ребёнку выбрать себе занятие по интересам

Учебная нагрузка В структуре учебного плана выделяется инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы МБДОУ  детский сад “Колосок”

  • Первая младшая – 10 мин
  • Вторая младшая – 15 мин
  • Средняя – 20 мин
  • Старшая – 25
  • Подготовительная -30 мин
  • Длительность НОД
  • Особенности реализации инвариантной и вариативной части:
  • Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам.

Инвариантная часть реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной программы

  • для детей младшего возраста – 10 НОД (100 мин)
  • для детей среднего возраста – 11 НОД (220мин) в неделю,
  • для детей старшего возраста – 13 НОД (325 мин) в неделю,
  • для детей подготовительной группы – 14 НОД (420 мин) в неделю.

Согласно плану, в вариативную часть включены детские объединения по интересам

  • средняя группа: 1 НОД
  • старшая группа: 2НОД
  • подготовительная группа: 3 НОД.

Оснавная часть инвариантная:

  • Таким образом, общее астрономическое время НОД в неделю по возрастным группам:
  • 1 младшая группа – 100 мин. (10 НОД)
  • 2 младшая группа – 150 мин. (10 НОД)
  • средняя группа – 220 мин. (11 НОД)
  • старшая группа – 325 мин. (13 НОД)
  • подготовительная группа – 420 мин. (14 НОД)

Часть формируемая работниками вариативная

  • 1 младшая группа – 0
  • 2 младшая группа – 15 мин (1НОД)
  • средняя группа – 20 мин. (1 НОД)
  • старшая группа – 50 мин. (2 НОД)
  • подготовительная группа «А»– 60 мин. (3 НОД )

Учебный план включает: план непосредственно образовательной деятельности, расписание непосредственно образовательной деятельности на каждую возрастную группу, организацию режима пребывания детей в зимний и летний период, комплексно – тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса, организацию оздоровительного режима, расписание проведения непосредственно образовательной деятельности, план мероприятий по “физическому развитию”, “художественно – эстетическому развитию”, план преемственности ДОУ и школы на  учебный год

Краткая презентация Образовательной программы МБДОУ «Колосок»

Программа ориентирована на детей от 3 до 7 лет, учитывает индивидуальные особенности детей и их семей и обеспечивает равные условия для получения дошкольного образования детьми.

Программа направлена на приобретение опыта детей в различных видах деятельности: игра, общение, труд, познание рисование, аппликация, лепка, музыкальная деятельность, чтение художественной литературы и вхождение в мир человеческой культуры. Основной формой обучения и воспитания является совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей в условии системного и последовательного решения программных задач в разных образовательных областях и режимных моментах построенных на комплексно – тематическом принципе.В образовательной программе определены необходимые условия для её реализации. Это, прежде всего, пространство группы и участка, безопасная мебель, игрушки разного назначения, игры, удовлетворяющие потребности детей в движении, познании окружающего мира, профессиональные кадры и взаимодействие с семьями детей.

Основными направлениями взаимодействия являются взаимопознание и взаимоинформирование, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Взаимодействие с родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы. Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Отличительной особенностью образовательной программы является реализация приоритетного направления художественно-эстетическое развитие дошкольника, данное направление обеспечивается реализацией программ: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Маленький актер» Григорьева Т.С., «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программы которые направленны на развитие творческих способности в познании музыки, танца, рисовании, аппликации, лепке.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в МБДОУ детском саду «Колосок» осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

  • с семьями воспитанников;
  • с будущими родителями.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.

Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ «Колосок»

Задачи:

  1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;
  2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Основными задачами сотрудничества с семьей является:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий родителей и педагогов для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы общности и интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • активизация обогащения воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка, но и позитивного развития. В центре работы с родителями лежит общение в форме диалога, позволяющее установить партнерские отношения между ДОУ и родителями.

Способы вовлечения родителей в образовательный процесс

  • В основе сотрудничества с родителями лежат принципы поддержки, соучастия и сопереживания.
  • Знакомство родителей с жизнью ребенка в детском саду (наблюдение, беседы).
  • Организация ситуаций для взаимодействия детей и взрослых (совместное выполнение различных заданий, совместные праздники).
  • Изучение и пропаганда позитивного опыта семейного воспитания.
  • Привлечение родителей к управлению ДОУ через участие в работе родительского самоуправления (комитета).
  • Делегирование родителям возможности реализации функции контроля.
  • Работа с семьями, попавшими в трудные жизненные ситуации.

Работа с родителями строится по нескольким направлениям:

психолого-педагогическое просвещение и пропаганда педагогических знаний;

консультирование по основным проблемам развития личности;

диагностика и коррекция семейных проблем;

социологические исследования.

Формы и методы работы с семьей:

Традиционные:

  • Коллективные: – родительские собрания; беседы; «круглый стол»; тематические консультации; праздники; открытые занятия; дискуссии; видеопросмотры;
  • Индивидуальные: – беседа; посещение семьи; рекомендации;
  • Наглядно – информационные:- папки передвижки; стенды; консультации; уголки; сайт доу.

Нетрадиционные:

  • Информационно – аналитические: -социологические срезы; «Почтовый ящик»; опросы; анкетирование; тестирование; посещение семьи; сайт доу;
  • Досуговые: – совместные праздники, досуги; конкурсы; выставки;
  • Познавательные: – семинары-практикумы; круглый стол; видеопросмотры; тренинги; игра; проектирование; клуб выходного дня; библиотека для родителей; консультации; сайт доу;

За пределами детского сада:        

  • Дни открытых дверей;
  • консультации;
  • тематические выставки;
  • выступлений детей ДОУ;
  • выступления педагогов;
  • через саит ДОУ ;   СМИ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

В развитии сотрудничества с родителями большое значение играет функционирующие в МБДОУ «Колосок» формы родительского самоуправления:

  • общее родительское собрание;
  • родительское собрание группы;
  • родительский совет группы.

Инициатором взаимодействия могут выступать как педагоги, так и родители. Только совместная работа семьи и детского сада способна обеспечить создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности дошкольников.

При выходе из дошкольного учреждения

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает различным воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементами представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.: ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.