Физическое воспитание

ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: Трясцина Ольга Александровна.

Образование – среднее. Окончила – Красноярский краевой педагогический колледж №2 . По специальности: – .

ДЕВИЗ:

ПОДРУЖИВШИЬ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ГОРДО СМОТРИМ МЫ ВПЕРЕД!
МЫ НЕ ЛЕЧИМСЯ МИКСТУРОЙ
МЫ ЗДОРОВЫ ЦЕЛЫЙ ГОД

Основные задачи физического воспитания в нашем детском саду являются:

  1. формирование представлений о значении двигательной активности в жизни человека;
  2. развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости, и координации )
  3. накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями )
  4. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

ПЛАН СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГИМНАСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОУ 

Спортивная жизнь в детском саду:
Лечение поперечного и продольного плоскостопия

Плоскостопие (изменение кривизны свода стопы человека) – это врожденная или приобретенная патология, встречающаяся у детей и у взрослых. Как следует из названия этого заболевания, стопа становится более плоской. Наглядно это можно представить себе, рассматривая отпечаток мокрой стопы на полу: в норме свод стопы не касается пола, отпечатывается лишь след пятки, подушечек у основания пальцев и самих пальцев. При патологии поверхность свода стопы в той или иной степени также касается пола.

В зависимости от доли поверхности контактирующей с полом поверхности свода стопы различают плоскостопие 1, 2 и 3 степени. В зависимости же от того, в каком направлении происходит деформация костей стопы, в продольном или в поперечном, различают продольное и поперечное плоскостопие, симптомы которых несколько отличаются друг от друга.

При продольном плоскостопии стопа становится длиннее, а при поперечном плоскостопии она становится шире (за счет увеличения расстояния между костями плюсны), но короче. Это, на первый взгляд, малозначащее для человека заболевание далеко не безобидно: известно, что такое явление, как плоскостопие, влечет за собой серьёзные осложнения, лечение которых может быть долгим, трудным и малоэффективным. Среди них – вросший ноготь, причиняющий мучительную боль при каждом шаге, развитие шпор, деформирующий артроз, проблемы, боли в позвоночнике. Да и многие другие проблемы, касающиеся опорно-двигательного аппарата, в немалой степени связаны с плоскостопием.

Однако нужно понимать, что лечение бывает полностью успешным только у детей достаточно раннего возраста, в более позднем возрасте и, тем более, у взрослых, оно способно лишь затормозить развитие патологии, дать некоторое улучшение состояния пациента, предотвратить возникновение осложнений.

Причины возникновения

Врожденное плоскостопие у детей встречается достаточно редко, оно бывает вызвано отклонениями внутриутробного развития плода.

Приобретенное плоскостопие 1, 2 и 3 степени по причинам возникновения можно разделить на:

  • Травматическое – как следует из названия, этот вид плоскостопия развивается как результат перенесенной человеком травмы костей или мягких тканей стопы или голени;
  • Паралитическое – наступает после перенесенного полиомиелита, в результате которого оказались парализованными берцовые мышцы, а также мышцы стопы и кости стопы утратили мышечную поддержку;
  • Рахитическое – возникает после перенесенного рахита, в результате которого произошло ослабление мышц и костей, приведшее к неправильному развитию стопы и её деформации;
  • Статическое – наиболее распространенный вид приобретенного плоскостопия, связанный с образом жизни человека, с родом его занятий, а также с особенностями строения его организма.

Предрасполагающими факторами развития плоскостопия следует считать:

  • Наследственность, а именно наследственную слабость связочного аппарата ног вообще и стоп в частности. Слабые связки не в состоянии удержать стопу в правильном состоянии при приложении к ней внешних нагрузок, к которым относится и вес тела пациента;
  • Слабость мышечного аппарата стоп и ног вообще, развившаяся в результате сидячего образа жизни, нетренированности, недостатка физических нагрузок – такие слабые мышцы не в состоянии обеспечить правильную форму стопы при нагрузке;
  • Лишний вес – тут комментарии излишни, тяжесть тела буквально расплющивает стопы, и мало-помалу они запоминают это положение, деформируются;
  • Неправильно подобранная обувь, принудительно деформирующая стопы ног;
  • Повышенные нагрузки на ноги, которые могут возникать как в результате рода деятельности человека (работа «на ногах», стоя), так и в результате ношения обуви на высоком каблуке. У женщин одним из факторов, обеспечивающих повышенную нагрузку на стопы ног, является беременность.

Симптомы плоскостопия

Точно диагностировать (с определением степени и направления) развитие плоскостопия, может только врач-ортопед, однако любому человеку следует обеспокоиться, если он стал замечать у себя или у своих детей следующие признаки:

Симптомы и признаки продольного и поперечного плоскостопия:

  • Стаптывание обуви с внутренней стороны;
  • Быстрая утомляемость ног при ходьбе, невозможность долго находиться в положении стоя;
  • Сильное чувство усталости ног по вечерам, при этом может наблюдаться отёк голеней в районе резинок носков, а также судороги мышц голени;
  • Увеличение ступней, особенно – в ширину (поперечное плоскостопие), чувство тесноты обуви, которая раньше была впору.

При наличии этих признаков можно в значительной степени точно предсказать, что у человека начинает развиваться (или уже имеется) поперечное или продольное плоскостопие, в этом случае нужно срочно показываться врачу-ортопеду, который проведет диагностику и назначит правильное лечение.

Как лечить

Отметим, что самостоятельное лечение к положительному результату не приведет. Распространенные в популярной литературе и в Интернет наукообразные советы «как лечить плоскостопие», в лучшем случае, хороши в качестве средств профилактики этого заболевания. Они, как правило, включают в себя действия, направленные на укрепление связок и мышц стопы: приемы массажа, различные упражнения и так далее.

Справедливости ради стоит отметить, что сами по себе эти действия обычно полезны для стоп и для опорно-двигательного аппарата в целом. Но самолечение вредно потому, что оно заставляет терять время, а ведь известно, что такое явление, как плоскостопие, можно полностью вылечить только в детстве, пока кости стопы еще податливы и формирование стопы можно скорректировать. У взрослых пациентов потеря времени может обернуться развитием осложнений, о которых мы уже упоминали.

У нас работают великолепные профессиональные специалисты; вооруженные современными знаниями и компьютерными технологиями, позволяющими им успешно справляться с продольным и поперечным плоскостопием, они успешно проводят лечение плоскостопия и его осложнений. Мы знаем, как лечить плоскостопие! Поэтому если Вы полагаете, что у Вас или у Ваших детей развилось плоскостопие – не теряйте времени, обращайтесь к нам! Записаться на прием Вы можете двумя способами:

Помните, что такое явление, как плоскостопие, может серьёзно ухудшить качество жизни, если не будет обеспечено своевременное и грамотное лечение!

Красивая осанка – здоровый ребёнок

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей.

Именно от их усилий зависит, будет правильная осанка или нет.

Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны.Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

  1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…
  2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
  3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
  4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
  5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе. Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки:

Правильное питание, свежий воздух, хорошая освещенность в комнате,

правильно подобранная мебель по росту ребенка, перенос тяжестей,

правильная поза при сидении; двигательная активность.

Осмотр сзади

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад), расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне.

Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево.

Осмотр сбоку

Голова слегка приподнята.Грудная клетка не впалая и не выпуклая. Живот лишь слегка выступает вперед. Ноги прямые, а не согнуты в коленях.

Осмотр спереди

Ребра симметричны.Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать признаки нарушений осанки,скрытые симптомы.

  1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.
  2. Не любит подвижные игры.
  3. Жалуется, что у него болит голова или шея.
  4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.
  5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.
  6. Не может длительно находиться в одном положении.
  7. Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

Лечение продольного и поперечного плоскоступия

Красивая осанка

Опыт работы  с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей

«Районный дом детского творчества Манского района»

по реализации Дополнительной общеобразовательной программы, реализуемые в сетевой форме «Дошкольный адаптивный туризм»

(Срок реализации: 1 год, возраст обучающихся 5-7 лет (старшая и подготовительная группа)

 

Автор программы:

Кудрявцева А.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО РДДТ

с детьми работают: Герма Елена Николаевна

Трясцина Ольга Александровна

         Программа «Дошкольный адаптивный туризм» имеет туристско-краеведческое направление, уровня дошкольного образования. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет и реализацию в течение одного учебного года. Ключевой особенностью работы становится ее сетевой характер: программа реализуется педагогами МБУ ДО РДДТ Манского района совместно с педагогами нескольких дошкольных общеобразовательных учреждений района в очной форме. Обучение по программе проходят все воспитанники старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных с включением детей ОВЗ. Предмет «Дошкольный адаптивный туризм» проводиться в сетевом взаимодействии с образовательными областями: физическая культура, социализация и коммуникация, здоровье и безопасность, познавательная область.

Цель программы – создание условий для повышения жизненного потенциала, обеспечение реабилитации и социальной адаптации детей с 5 до 7 лет, из них не менее 10 % с ограниченными возможностями здоровья посредством адаптивного туризма и консультация родителей по воспитанию и обучению таких детей с участием логопеда и психолога. Обучение по программе позволит социально адаптировать и реабилитировать детей ОВЗ дошкольного возраста; изменить степень негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей в положительную сторону у детей, что позволит ребятам пойти в первый класс; информированность родителей об особенностях адаптивного туризма для детей с задержкой психического развития, физических отклонений; уменьшить количества детей ОВЗ к школьному возрасту. На всех этапах разработанной нами программы  реализуются общие задачи для достижения личностного результата, прежде всего развитие их собственной активности, социально-коммуникативных навыков, формирование интереса к окружающему миру, приобретение базовых навыков ведения здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Социализация и коммуникация детей-участников проекта с нарушениями в развитии через изменение социальной роли ребенка в процессе занятием туризмом (переход из роли опекаемого – объекта воздействия – в роль активного субъекта взаимодействия), занятия специалистов: логопеда, психолога.
  2. Изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей в положительную сторону у не менее 30% участников программы.
  3. Достижение положительной динамика в познавательном развитии участников программы;
  4. Развитие целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  5. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  6. Развитие всех аспектов речи у детей.

Решению этих задач и посвящены занятия туристской направленности, ориентируемые на индивидуальные возможности каждого, реализующие личностный подход в формировании базовых навыков в сферах жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Программа предполагает такую организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами адаптивного туризма под руководством специалистов, чтобы можно было оказывать преимущественное воздействие на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу детей в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой.

Программа «Дошкольный адаптивный туризм» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группа детского сада). Это возраст когда организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность к обучению в школе.  У ребенка развивается речь, возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобретает ценные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятельно простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно выражать в речи итог познания. Ребенок учится целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать заданные взрослым условия и правила, добиваться получения нужного результата, внимательно следить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. Правильное дошкольное воспитание подготавливает ребенка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определенной самостоятельности, организованности. Именно в этом возрасте ребенок может осознать личностные изменения, их пользу или вред.

Программа рассчитана на 1 год обучения 144 часа в год по 4 часа в неделю. Занятия планируется проводить два раза в неделю по полчаса с инструктором туризма и полчаса с инструктором по физической подготовке, два раза в неделю по полчаса с логопедом и психологом.

Программа включает в себя следующие основные аспекты работы с воспитанниками:

Спортивно-познавательная деятельность – туризм

В процессе занятий адаптивным туризмом молодые люди знакомятся с правилами безопасного поведения человека, а также со средствами, способами и методами его выживания в природных условиях. При встрече с окружающим миром специалисты помогают им разобраться в многообразии форм, правил, названий, признаков природных явлений, использовать условия природной среды для всестороннего и гармоничного развития личности. Туризм – это один из компонентов обучения; в своей практике он предметно связывает упражнения по выработке жизненно–практических навыков и ориентиров. В естественных природных условиях открывается огромная возможность для создания различных форм физической и динамической деятельности (преодоление препятствий, выполнение различных заданий, наблюдение природных явлений), которые приносят радость и жизненную уверенность, формируют поведенческие реакции ребят во взаимоотношениях.

Спортивно – коммуникативная среда – соревнования

Участие в соревнованиях способствует более полному раскрытию физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для более полного их раскрытия, позволяет испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей. Спортивные состязания содействуют интеграции лиц с ограниченными возможностями различной степени тяжести в общественную жизнь, позволяют включиться в контакты с другими людьми. В соревновательном процессе дети получают возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения и самоопределения. Кроме этих психологических аспектов участия в спортивном движении, адаптивный туризм способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций, что является существенным фактором социальной реабилитации.

Туристические соревнования – школа адаптивного поведения

Социальная адаптация людей с проблемами развития существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых первичным дефектом, провоцирующим различные ограничения жизнедеятельности. В результате этого человек с ограниченными возможностями, как правило, оказывается в условиях социальной и психологической изоляции.

Для нормально развивающегося ребенка характерна игровая активность, посещение детского сада, спортивных учреждений, учреждений культуры, воспитание в семье, где ребенок получает первичные знания, умения и навыки, приобретает определенные культурные ориентиры, необходимые для дальнейшего нахождения своего места в социуме.

У ребенка с ограниченными возможностями развития при наличии социально ограниченной среды подобные контакты ограничены или невозможны.  В большинстве случаев у таких детей нет  достаточного опыта взаимодействия со сверстниками на игровой площадке или в общественных учреждениях, то есть в тех местах, где и когда как раз и закладываются основные знания об окружающем мире. Дети с  ограниченными возможностями развития плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в повседневной жизни. Их знания об окружающем мире поверхностны, неточны, а любая нестандартная ситуация может обернуться серьезными проблемами, или более того, стать опасной для жизни ребенка. В процессе взросления возникшие «детские» проблемы переходят в  разряд проблем «взрослых». Реализация программы «Адаптивного туризма» направлена на формирование у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на более полную реализацию его физического потенциала. И, наконец, на становление, сохранение и использование имеющихся в наличии психических и двигательных качеств личности.

Основополагающие принципы построения и особенности реализации программы В ходе составления программы мы ориентировались на следующие ведущие принципы, сформулированные рядом ведущих российских специалистов:

  • поддержание интереса к двигательной и познавательной активности;
  • единство физического и психического развития;
  • принцип целостности личности, при котором приоритетными компонентами деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, необходимость регулярной  двигательной активности, получение удовлетворения от собственной успешности;
  • принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности;
  •  принцип дифференцированного подхода к организации занятий и проведению спортивных мероприятий по адаптивному туризму;
  • обязательный учёт психо-физических особенностей участников в определении содержании учебного материала;
  • наглядность и доступность предлагаемой деятельности.

Реализация программы «Адаптивный туризм» направлена на формирование у воспитанников культуры здорового образа жизни, что включает в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  • культуру физическую (способность управлять естественными физическими движениями);
  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
  • культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительных мотиваций, направленных на занятия адаптивной физической культурой и спортом;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку. Формы воспитательной работы: конкурсы, викторины, беседы, спортивные игры и туристические игры, экскурсии, коммуникативные игры, беседы, дидактические игры, мини-исследования, игры соревновательного характера, туристические прогулки, игры-путешествия, практическое занятие по использованию туристского снаряжения, эстафета с элементами соревнования, квесты, слеты, походы. Методы работы: репродуктивные и продуктивные методы (словесные,   наглядные, практические, творческие).                                   Используемые продуктивные методы: методы практико-ориентировочной деятельности, методы проблемного обучения, методы игры. Важным аспектом является включение в программный материал психологических и социологических методов и приемов. Формы подведения итогов реализации программы:
  •  
  • С учетом возрастной периодизации детей для каждого года предусмотрены общие и специальные формы и методы работы. Основной формой работы обучения являются практические и теоретические занятия. Включаются новые формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: квесты, познавательные игры, ролевые игры.
  • Формы учебной работы: групповая, индивидуальная;
  • Формы и методы работы, режим занятий:

Программой предусмотрена промежуточная и итоговая аттестация.

Формы подведения итогов: анкетирования, викторины, эстафеты, конкурсы, соревнования, слёты, игры, походы

Для решения наших задач наиболее подходят такие туристские мероприятия, как «поход выходного дня» и туристский слет, где группа находится в природных условиях продолжительное время, не совершает переходов, оставаясь, все время на территории однажды разбитого лагеря. Это облегчает контроль за состоянием здоровья участников мероприятия, позволяет доставлять на место проведения слета воду, продукты питания и необходимое снаряжение. Наконец, в случае необходимости, существует возможность немедленной эвакуации, как всей группы, так и отдельных её членов. Вместе с тем, даже поход выходного дня, не говоря уже о туристском слете, переживается ребенком, никогда ранее не покидавшим собственного дома или, в крайнем случае, пределов района проживания, как захватывающее приключение. Он осознает свои возможности, приобретает навыки общения со сверстниками в непривычной для него обстановке. При этом обязанности и социальные роли в туристской группе настолько многочисленны, что педагогу не составит большого труда найти каждому члену группы работу, доступную для него, несмотря на его физические или интеллектуальные особенности

Формы подведения итогов реализации программы: программой предусмотрена промежуточная и итоговая аттестация.

НАША НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ТУРИЗМА